Люди лечили зубы ещё в каменном веке

Международная группа учёных, изучив зуб древнего человека, пришла к выводу, что стоматология существовала уже 14 тысяч лет назад.

К удивительным умозаключениям пришла интернациональная группа специалистов, изучившая найденный на территории Италии зуб человека каменного века. Учёные заявили, что, судя по следам на этом небольшом предмете, стоматология появилась ещё в древние времена.

Дело в том, что на одном из найденных в древней пещере зубов были обнаружены следы очистки кариеса. 14 тысяч лет назад люди примитивными инструментами пытались лечить друг другу зубы. Информация об этом появилась на ленте новостей информационного агентства РИА Новости.

Интересно, что в музейную коллекцию данный конкретный зуб древнего человека попал ещё в конце 1980-х годов. Однако только теперь при помощи современного электронного микроскопа на его поверхности удалось обнаружить еле заметные царапины. Изучив их, учёные поняли, что они были оставлены очень острым предметом рядом с отверстием, напоминающим кариозную полость. Характер и расположение этих царапин сказали специалистам о том, что они не могли появиться случайно, в процессе употребления твёрдой пищи. Углы их нанесения свидетельствуют о том, что они были сделаны намеренно, по всей видимости, другим человеком, пытавшимся очистить повреждённые кариесом ткани зуба.

Люди лечили зубы ещё в каменном веке

Более того, учёные пришли к выводу, что после зачистки кариозная полость была закупорена неким органическим веществом - вероятнее всего, воском. Это позволяет говорить даже о первобытном пломбировании.

Учёные, сделавшие это открытие, попытались повторить подобную первобытную операцию очистки над удалённым зубом современного человека. Проведённый опыт показал, что кариес действительно можно удалять при помощи тонких каменных орудий. Исследователи теперь полагают, что этот вид лечения зубов был необычайно распространён в эпоху неолита, но отличался высоким уровнем болезненности. Насколько успешно данное лечение помогало в борьбе с больными зубами, нам остаётся неизвестно.

Добавим, что данное доказательство существования стоматологии в первобытном мире является самым древним из всех найденных на планете - речь идёт о зубе человека, жившего около 14000 лет назад. А вот более поздние примеры лечения зубов в эпоху каменного века учёные уже не раз находили находили в Европе, Азии и на Ближнем Востоке.

Зуб древнего человека