Верхний палеолит. Изготовление орудий труда

Учёные, изучившие каменные изделия, сделанные людьми более 40 тысяч лет назад, пришли к выводу, что уклад жизни человечества в то время был сложнее, чем принято считать.

Интересная и неоднозначная статья появилась на днях в издании «Журнал человеческой эволюции». В ней археологи рассказали о результатах исследования каменных орудий труда, датируемых 40-45 тысячелетием до н.э. Учёные обнаружили их в пещере на территории Леванта, между озером Кинерет и Мёртвым морем. Как полагают исследователи, в этой пещере располагалась мастерская, в которой древние люди изготавливали орудия труда.

Все инструменты, найденные там, чётко разделяются на несколько видов. Это и ножи, и каменные шила для проделывания отверстий, и специальные скребки для шкур. Изучив технические приёмы, с помощью которых производились эти предметы, учёные пришли к выводу, что все они разные. По мнению исследователей, это свидетельствует о том, что разделение труда появилось гораздо раньше, чем принято думать - ещё в обществе верхнего палеолита, когда основным способом выживания для людей являлись собирательство и охота. Ни сельское хозяйство, ни животноводство тогда ещё не были известны человечеству, однако найденные признаки существовавшего разделения труда говорят о том, что уклад жизни людей в ту эпоху был сложнее, чем традиционно принято считать.

Большинство историков до сих пор считало разделение труда процессом, происходившим в период разложения первобытно-общинного строя. Он протекал как отделение скотоводства от земледелия, а также ремесла и торговли от сельского хозяйства. Некоторые учёные и раньше доказывали, что первый этап разделения труда произошёл раньше, ещё в период так называемой неолитической революции, когда появилось земельно-скотоводческое хозяйство. Однако о том, чтобы отнести разделение труда ещё дальше в прошлое - в эпоху неолита - до сих пор речи не было.

Пещера эпохи палеолит