Учёные доказали, что пургаториус обитал на деревьях

К таком выводу пришли учёные, которые нашли и исследовали костяшки пальцев пургаториаса - одного из первых приматов на Земле.

Современная наука продолжает пересматривать традиционные эволюционные представления о развитии различных биологических существ на нашей планете. Недавно американские учёные-палеонтолиги нашли и изучили новые фрагменты останков первого примата на нашей планете - Purgatorius (Plesiadapiformes) - и сделали вывод, что, вопреки распространённым представлениям, он обитал на деревьях, а не на земле. Сообщение об этом появилось на сайте национальной Академии наук США.

До этого исследователи находили лишь фрагменты зубов и черепов этих животных. По ним можно было судить об их питании, но не о среде обитания. Теперь же, когда удалось обнаружить неплохо сохранившиеся костяшки пальцев ног пургаториуса, стало понятным, что это животное принадлежало к числу самых первых приматов и жило на деревьях. При изучении фрагмента щиколотки пургаториуса было установлено, что эта часть его тела обладала подвижностью, характерной только для приматов. Говоря простым языком, изучение костей показало, что пургаториус цепко хватался задними лапками за ветви деревьев. Для наземных млекопитающих такая структура не характерна - их ноги, в основном, предназначены для движения по относительно прямой поверхности.

Благодаря такому строению костей пургаториус получил доступ к тем пищевым ресурсам, которые оставались недоступными для других животных. Также учёными был достаточно точно определён возраст этого исчезнувшего вида - Purgatorius существовал 65-66 миллионов лет.

Интересно, что пургаториус - один из первых приматов и один из самых древних предков современного человека (согласно теории эволюции). Он был совсем небольшим животным, размером с белку. Длина его тела составляла порядка 10 сантиметров, а вес - меньше 40 граммов. Он питался фруктами и, возможно, насекомыми, а жил в эпоху, когда летающие динозавры уже вымерли.

Пургаториус и эволюция

Стивен Честер - один из авторов научного открытия пояснил журналистам, что в современных учебниках пургаториус изображён как земной примат, и выразил надежду на то, что в ближайшее время это представление будет пересмотрено в образовательных программах.

В целом, учёные приходят к важному выводу: именно развитие подвижности конечностей у пургаториуса позволило ему перебраться на деревья. Эволюция конечностей пошла по своему особому пути, который в конечном итоге привёл сначала к появлению более совершенных приматов, а затем и человека. Значение данного открытия также состоит в том, что были получены доказательства того, что раньше считалось лишь одной из версий: пургаториус - представитель примитивных приматов и один из предков более развитых видов этого биологического отряда.

Пургаториус